Учебник по CUBASE

       

Меню Function.


Когда вы зайдете в это меню, вы, безусловно, заметите, что добрая половина всех пунктов, в нем представленных, относятся к различным типам Quantize.Другими словами, с помощью них вы можете квантизировать (тем или иным способом равнять) вашу музыку. Многие понимают этот процесс неправильно, считая, что сначала записывается музыка, с той погрешностью, с какой хочется и умеется, а потом нажимается заветная кнопочка, которая сама все исправляет. Нотки все на местах стоят, и все красиво и хорошо. Это не так. На самом деле весь MlDI-йньш мир борется за «живость» своей музыки, а живая музыка всегда не идеальна. Какие-то ноты сыграны чуть раньше, какие-то чуть позже, какие-то тише, какие-то громче и т.д. Потом существует такое понятие, как игра с опережением или с опозданием (оттяг) относительно музыкальных долей. В общем вопрос этот не простой и должен обсуждаться в рамках отдельной статьи. Сейчас же хочу заметить, что когда вы будете пользоваться различными типами Quantize в Cubase, старайтесь думать и понимать, в какой степени вам это нужно и нужно ли в каждом конкретном случае вообще.

В главном окне аранжировки Cubase есть окошко Quantize. Когда вы щелкните туда мышью, перед вами появится список из цифр. Ничего загадочного в них нет, и порядок тут следующий. Любой тип Квантайза будет обрабатывать ноты, сообразуясь со значением, установленным в этом окне. Так, если вы выбрали в нем «I», то квантизи-рование будет выполняться к самой близкой целой ноте. Если в окошке у вас «2Т», то квантизирование будет выполняться к самой близкой половинной триольной ноте. Число в окне определяет знаменатель (4 -1\4,16 -1\16), буква «Т» указывает на триоль, точка - что нота с точкой.

Over Quantize -этот тип квантайза наиболее применим. Он равняет все ноты к ближайшему установленному значению квантайза. Однако он определяет, если вы последовательно играете спереди или сзади ритма, и использует этот факт при перемещении нот так, чтобы ощущение и характер вашей записи сохранился. Также Over Quantize пытается распознавать аккорды и корректировать начало и конец каждой ноты аккорда так, чтобы «совершенствовать вашу игру аккордами» (Цит. из руководства по эксплуатации),

На Transport Bar (Панель Управления) в Cubase есть кнопка «AQ». Ее нажатие позволяет вам квантизировать музыку во время записи в режиме цикла по правилам, применяющимся в Over Quantize.

Note on Quantize -здесь исправляется только неверное, с точки зрения программы, начало ноты, а длина остается без изменений.

Iterative Quantize -этот тип квантайза перемещает ноты в сторону выбранного значения. Например, вы можете квантизировать ровные восьмые ноты более или менее к восьмым триольным, для создания определенного чувства свинга. Этот тип квантайза можно осуществлять вновь и вновь (в пределах разумного), и каждый раз ноты будут перемещаться все ближе и ближе к выбранному значению квантайза. Параметры Iterative Quantize устанавливаются в окне, которое будет появляться при выборе Setup Groove, и имеют два

значения - Strength(интенсивность) и Don 'I Quantize (не кван-тизировать). Strength здесь означает насколько ноты должны перемещаться к выбранному значению квантайза. Более высокое значение - больше воздействия, менее высокое - меньшее воздействие. Если вы выбрали 100%, значит вы просто совершаете нормальное квантизирование по типу Over Quantize. Установки, сделанные в Don't Quantize, определяют, какие ноты уже достаточно квантизированы, чтобы исключить их обработку при повторных квантайзах. К сожалению, числа в окне Don't Quantize опять представлены абстрактными ударами, и все, что я могу сообщить, это то, что число 96 равно 1\8.

Analytic Quantize- «Свежо предание, да верится с трудом». Просто цитирую из руководства по эксплуатации: «Вы должны обязательно попробовать этот тип квантайза на сложном материале (типа соло), когда у вас в партии смешаны ровные и триольные ноты, и когда вы играли глиссандо. Значение квантайза не имеет никакого воздействия. Cubaseанализирует музыку, обнаруживает ошибки синхронизации и квантизирует». В общем Cubase всё знает.

Groove Quantize -мой любимый тип квантайза. Здесь вы можете сами составить список Groove (или воспользоваться уже существующим), попросить кого-нибудь или сыграть самому (если сможете) различные кусочки свинговых, балладных рисунков, в общем все, что сочтете нужным. Учтите лишь то, что программе все равно, как вы сыграли это в смысле мелодии. Ей важны лишь ритмические нюансы. Если вам не хватает драйва для того, чтобы сыграть образец на одной ноте, сыграйте хоть «Полет шмеля», но затем переместите все ноты (до, ре, ми...) в одну (например, ля). В любой момент вы можете загрузить определенный набор (много, но опять же в разумных пределах) рисунков и обработать ими материал. Нотам передастся не только ритмический характер образца, но, если захотите, то и значения


динамики. Особенно ярко это проявляется в барабанных партиях. Нажав на пункт Groove Quantize вы из появившегося списка выбираете нужный и отпускаете мышь. Теперь я расскажу, как проще всего сделать набор своих Groove. Сначала запишите образец. Обычно для Groove это один такт. Но я пред-почитаю четыре. Так у вас получится менее однообразная партия. Образец пишется так же, как обычная часть (да это и есть обычная часть) в любом из наиболее удобных вам редакторов или вообще в главном окне аранжировки Cubase. Далее все-таки зайдите в редактор, посмотрите, что получилось, и при

необходимости подкорректируйте. Скопируйте все это в буфер (Нажмите Ctrl+S или в меню Edit выберите пункт Сору). Далее в меню Functions щелкните на пункте Setup Grooves. Перед вами появится диалоговое окно, представленное на Рисунок 22.

В окошке Groove, модуля Setup Grooves выберите из теку-щей группы «Грувов» тот, который хотите заменить на свой. Щелк-ните на нем два раза мышью и в появившемся окошке введите название. Например - Metall. Установите в окне Signature раз-мер, в котором ваш знакомый «металлист» сыграл свой пассаж. Установите в окне Bar количество тактов образца (в моем случае четыре). Нажмите кнопку New. Выберите в окне Edit наиболее удобный вам редактор и нажмите кнопку Edit. Перед вами появилось пустое окно нужного вам редактора. Откорректируйте положение позиции курсора песни (первая нота приклеится непосредственно к нему) и нажмите Ctrl+V или в меню Edit главного окна аранжировки пункт Paste. Теперь у вас в списке Groove есть ваш собственный стиль квантайза под названием «Metall». Вы можете также редактировать ранее представленный стиль квантайза.

Для этого выберите из списка то, что вы хотите изменить, выберите редактор и нажмите кнопку Edit. Если вам не нужен какой-нибудь стиль квантизирования, выберите его из списка стилей и воспользуйтесь кнопкой Delete. Кнопка Do It равнозначна применению пункта Groove Quantize. Если вы поставите галочку в окошке Use Velocity, то обрабатываться по образцу и подобию будут не только ноты, но и их динамика. (Overlab - смотри пункт Legato). Функции Strength (интенсивность) и Don't Quantize (не квантизировать) работают так же, как и с Iterative Quantize.

Match Quantize -этого типа квантайза нет в списке пунктов меню Function, но зато он присутствует в наборе инструментов, вызываемых правой кнопкой мыши в главном окне аранжировки Cubase. Работает это по тому же принципу, что и Groove Quantize. Выберите часть в окне аранжировки, ритмику которой хотите передать другой части, а в наборе инструментов, открываемых правой кнопкой мыши, иконку Match. Нажмите значком петли, появившимся вместо символа стрелки на часть-образец, и, не отпуская кнопку мыши, «покройте» (это самое верное слово в этом случае) ту часть, которой хотите передать ритмику части-образца. Отпустите кнопку мыши. Появится диалоговое окно, в котором у вас спросят, хотите ли вы передать только ритмику или ритмику и динамику. Если вы в этом окне нажмете кнопку Copy, будет передано и то, и другое. Если вы нажмете Merge, то передастся только ритмика.

Undo Quantize -вы выполнили квантизирование, и оно вам не понравилось. Воспользуйтесь этой функцией и попробуйте другой тип квантайза.

Freeze Quantize -предположим, вы квантизировали партию, имея в окошке Quatize главного окна аранжировки Cubase значение 8. Позже вы можете повторно квантизировать вашу партию, установив в окне Quatize значение 16 или 32, но квантизирование будет

осуществляться с использованием самой первой позиции нот. То есть программа помнит и ссьшается на самый первый вариант партии, тот, который еще не квантизировался. Если вам это не подходит, можно поступить по-другому. Предположим, вы квантизировали со значением 8. Потом щелкаете на пункте Freeze Quantize, и когда вы квантизируете вновь, Cubaseберет за точку отсчета не самый первый вариант партии, а партию, квантизированную со значением 8 в окне Quantize.

Logical -здесь вы видите и пользуете набор пресетов, которые вы создаете в редакторе Logical. Если вы еще ничего не создали, в стандартной поставке Cubaseимеется набор из 10 пресетов.

Freeze Play Parameter - предположим, что вы сыграли нечто в тональности Ре-минор. Потом вам это не понравилось, и вы в окне информации части в окошке Trans подняли всю партию на три полутона. Партия стала играться выше, но внутри части она все равно показывается в тональности Ре-минор. Freeze Play Parameter делает все события окна информации части постоянными MIDI событиями.

Legato - при использовании этой функции программа уберет все паузы из редактируемой партии. Другими словами, каждая нота в части будет звучать до тех пор, пока не начнет воспроизводиться другая. В модуле Legato диалогового окна, открывающегося при использовании пункта Setup Groove, вы можете установить значение наложения двух соседних нот. Если значение в этом окне принимает отрицательное значение, значит между двумя соседними нотами все таки будет существовать маленькая пауза, даже, скорее, не пауза, а зазор.

Lenght Size -эта функция квантизируст длину нот, приближая их к самому близкому значению квантайза, не трогая их позицию.

Fixed Lenght -эта команда квантизирует длину нот в общем. Так, при установке в окне Quantize значения 16, все обрабатываемые ноты станут равными 1\16, но их позиция относительно долей не изменится.

Delete Doubles -это позволяет вам стереть все двойные ноты.

Двойная нота здесь - это две одинаковые ноты, сыгранные почти одновременно. На слух они звучат как одна, но с призвуком, напоминающим работу фленджера, или с короткой задержкой (с нарушением ритмичности). Обычно они образуются, когда вы записываете в режиме цикла.

'Delete Cont. Data -эта функция стирает все события контроллеров, кроме контроллеров смены программы.

Reduce Cont. Data -данные контроллеров иногда записываются с более высокой точностью, чем необходимо. Иногда это вызывает «перегрузку» инструмента или модуля, принимающего MIDI данные. Эта команда уменьшает навсегда количество существующих данных котроллера. Для начала попробуйте эту команду внутри какого-нибудь редактора.



Содержание раздела